Положение о взаимодействии Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Теремок» комбинированного вида» с семьями воспитанников

ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
протокол от 31.08.2021 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом заведующего МДОУ
«Детский сад № 1 «Теремок»
от 31.08.2021 г. № 81-од

СОГЛАСОВАНО
на Совете родителей
протокол от 30.08.2021 г. № 1

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 0B1D94076E7C484B5A8AC152F10D86B0
Владелец: Нечаева Елена Юрьевна
Действителен: с 14.03.2023 до 06.06.2024

Положение
о взаимодействии
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 1 «Теремок» комбинированного вида»
с семьями воспитанников

р.п. Тоншаево

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о взаимодействии Муниципального дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Теремок» комбинированного вида» с
семьями воспитанников разработано в соответствии с ФГОС дошкольного образования,
утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 г. с изменениями на 21
января 2019 года, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года, Приказом Министерства
просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования», Семейным
Кодексом Российской Федерации и Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение о взаимодействии с семьями воспитанников является локальным
нормативным актом ДОУ и вводится в целях организации новых форм работы с родителями
(законными представителями) детей, вовлечения их в единое пространство детского
развития в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Положение вводится в целях организации новых форм взаимодействия ДОУ с семьей,
работы с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с ФГОС
ДО, вовлечения родителей (законных представителей) в единое пространство детского
развития.
1.4. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество, инициатором
которого выступают педагоги дошкольного образовательного учреждения.
1.5. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьей определяет концептуальные
основы взаимодействия педагогов и родителей, направления, цели, задачи, принципы,
механизмы и направления совместной деятельности для обеспечения комплексного
подхода к формированию ценностных ориентиров у воспитанников дошкольного
образовательного учреждения.
1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы взаимодействия с
семьями воспитанников, критерии оценки эффективности работы дошкольного
образовательного учреждения с семьей, документацию, регламентирует контроль
осуществления взаимодействия.
1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее время.
2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
 работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление
педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников;
 повышение педагогической культуры родителей (законных
воспитанников и формирование традиций семейной культуры;

представителей)

 изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования
ценностных ориентиров;

 вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в деятельность
дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
 создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, а также вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность;
 сплочение родителей (законных представителей)
дошкольного образовательного учреждения;

воспитанников и

педагогов

 формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи работы:
 организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей;
 установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника дошкольного
образовательного учреждения;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной
поддержки;
 оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
 взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам
образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в
том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
 осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по
вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в
случае его организации);
 активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных представителей)
воспитанников, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях;
 выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных
ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников ДОУ к
традиционной культуре;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
 выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными
представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей
и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;
 гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации
семейного досуга;

 повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) воспитанников
в области защиты прав и достоинств ребенка;
 повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей
(законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам воспитания:
физического,
социально-коммуникативного,
художественно-эстетического,
познавательного, речевого, технического развития детей;
 создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления
дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы ДОУ
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения
с семьями воспитанников строится в соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы дошкольного образовательного учреждения:
 принцип гуманизации, предполагает установление подлинно
равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;

человеческих,

 принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей семей
воспитанников, а также создания управляемой системы форм и методов индивидуального
взаимодействия;
 принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и
образовательного учреждения можно построить полноценный процесс обучения,
воспитания и развития ребенка.
 принцип непрерывности преемственности между дошкольным образовательным
учреждением и семьей воспитанника на всех ступенях обучения;
 принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов
воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском саду эмоциональноблагоприятной атмосферы;
 принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения);
 принцип доброжелательности всех участников содружества;
 принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной
программы дошкольного образовательного учреждения не допускается никакого
принуждения);
 принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание,
здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса
и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной культуре;
 принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и
педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах);
 принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей)
воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка
и понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника;

 принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».
4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет дошкольного
образовательного учреждения. Его содержание определяется задачами, стоящими перед
детским садом и конкретными условиями работы.
4.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
предполагает следующие этапы работы:
 изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
 группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, других детей группы;
 составление программы совместных действий педагога и родителей (законных
представителей);
 анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:
 целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по
предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
 планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных
ориентиров и развитию личности ребенка);
 конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих
и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия ДОУ и
семьи:
 сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями (законными представителями) группы;
 взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями)
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
 одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее
сформировать ценностно-ориентированные отношения;
 обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной
последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
общечеловеческих ценностей;
 учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня
подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к
ценностям традиционной культуры;

 ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного
образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников:
доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;
 соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным
представителям) воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
 посещение семей на дому;
 анкетирование;
 наглядная пропаганда педагогических знаний;
 родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование
своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме
собрания); консультации, инструктажи, папкипередвижки; семинары-практикумы;
презентации опыта работы;
 дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
 круглые столы;
 деловые игры;
 тренинги;
 почта доверия;
 семейные проекты;
 творческие проекты;
 тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
 вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым
разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей);
 совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли. 4.6. Организация методической
работы с педагогами:
 семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение
родительских собраний, повышение активности родителей и формирование ценностноориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по
подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные
методики воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей:
 методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и
методов реализации, корректировки;
 методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);
 методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение
результатов сотрудничества, экспертная оценка).

5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении, формирование
партнерского сообщества работников, детей и их родителей (законных представителей)
воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
 создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических работников и родителей
(законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки;
 переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений
на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в
проблемы друг друга;
 соблюдение принципа единства
образовательного учреждения и семьи;

воспитательных

воздействий

дошкольного

 тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников на
осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание
неизбежной субъективности точки зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического
коллектива дошкольного образовательного учреждения с общественными и социальными
структурами: общеобразовательной школой, домом культуры, музыкальной школой,
краеведческим музеем, другими дошкольными образовательными учреждениями.
6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями воспитанников
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и
общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего
образовательного пространства Российской Федерации, а также основной образовательной
программы дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц,
вовлеченных в образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в
образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в
том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску,
использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы
дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с
родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее
реализацией.

7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к
воспитателям, старшему воспитателю, заведующему ДОУ, как показатель роста
педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их
совершенствовать.
7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников
мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать
собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности,
стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование
родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях,
семейных конкурсах, праздниках, организуемых в дошкольном образовательном
учреждении.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной
значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей)
воспитанников о воспитании детей в дошкольном образовательном учреждении.
7.7. Критерии анализа годового плана:
 планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и
трудностей в работе с семьей за прошлый год;
 учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при
планировании содержания мероприятий;
 разнообразие планируемых форм работы;
 планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических
кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
 разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам ДОУ в вопросах
взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах,
консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
 выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с
семьями воспитанников;
 выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в дошкольном
образовательном учреждении.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
 планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей
родителей (законных представителей) воспитанников;
 разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:

 разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
 отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со
стороны родителей);
 учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при
организации последующих мероприятий в дошкольном образовательном учреждении.
8. Контроль
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации
основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
осуществляется заведующим и старшим воспитателем дошкольного образовательного
учреждения в соответствии с настоящим Положением.
8.3. Старший воспитатель в рамках контроля имеет право:
 посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием об
этом воспитателя;
 изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) воспитанников по производственной необходимости;
 привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в
дошкольном образовательном учреждении.
8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и развития
партнерства является Совет Учреждения - постоянный коллегиальный орган управления, в
состав которого избираются работники дошкольного образовательного учреждения,
родители, представители Учредителя.
8.5. Совет учреждения имеет полномочия:
 определение
учреждения;

основных

направлений

развития

дошкольного

образовательного

 организация работы по защите прав и интересов участников образовательных отношений;
 контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в детском
саду, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников;
 поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному развитию
воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
 участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательных
отношений в случаях, когда это необходимо.
9. Документация
9.1. Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию, отражающую основное
содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями
воспитанников.
9.2. В перечень документации включены:

 планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников по
дошкольному образовательному учреждению на учебный год;
 протоколы групповых родительских собраний;
 конспекты мероприятий;
 отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических
исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге;
 протоколы заседаний Совета учреждения.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о
проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей
деятельности.
9.4. Документация хранится в дошкольном образовательном учреждении в течение 3 лет.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете, согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской
Федерации.
10.3. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников принимается
на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».