Положение о рабочей программе педагога Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Теремок» комбинированного вида»

СОГЛАСОВАНО
на педагогическом совете
МДОУ «Детский сад № 1 «Теремок»
протокол № 2 от 22.01.2021 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом № 39 от 22.01.2021 г.
заведующего
МДОУ «Детский сад № 1 «Теремок»
____________ Нечаева Е.Ю.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 1894A8B6F805A7F423411FED5C082AAAF2E49B06
Владелец: Нечаева Елена Юрьевна
Действителен: с 20.12.2021 до 20.03.2023

ПОЛОЖЕНИЕ
о рабочей программе педагога
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 1 «Теремок» комбинированного вида»
1. Общие положения
1.1.
Настоящее Положение
о
рабочей
программе
педагога
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№1 «Теремок» комбинированного вида» (далее – ДОУ) разработано на
основании Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года, в соответствии с
Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом Минобрнауки России
№1155 от 17 октября 2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Приказом
Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования», Уставом ДОУ.
1.2. Данное Положение о рабочей программе педагога ДОУ
устанавливает цели и задачи рабочей программы, разработанной с учетом
ФГОС дошкольного образования, технологию разработки, структуру,
требования к содержанию и оформлению рабочих программ, регламентирует
рассмотрение и утверждение рабочих программ, а также изменения и
дополнения в программах и их хранение в дошкольном образовательном
учреждении.
1.3. Рабочая программа – нормативный документ дошкольного
образовательного учреждения, характеризующий систему организации
образовательной деятельности, разработанный на основе основной
общеобразовательной программы ДОУ, составленной в соответствии с
утвержденным Положением об основной образовательной программе ДОУ, и
реализуемой дошкольным учреждением применительно к конкретной
возрастной группе, с учетом Федерального образовательного стандарта
1

дошкольного образования (ФГОС ДО), национально – регионального и
локального компонентов.
1.4. Рабочие программы являются документами, отражающим процесс
развития дошкольного образовательного учреждения.
1.5. Рабочая программа является неотъемлемой частью образовательной
программы ДОУ, разрабатывается педагогами всех возрастных групп, а также
специалистами детского сада и включает обеспечение развития личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
1.6. Согласно настоящему Положению в рабочей программе воспитателя
и иных педагогов ДОУ определены наиболее оптимальные и эффективные для
определенной возрастной группы содержание, формы, методы и приемы
организации образовательной деятельности с целью получения результата.
1.7. Структура рабочей программы является единой для всех
педагогических работников, выполняющих обязанности в дошкольном
образовательном учреждении.
1.8. Воспитали ДОУ, работающие в одной группе, совместно
разрабатывают рабочую программу для контингента воспитанников этой
группы. Учитель-логопед разрабатывают рабочую программу на свою группу
с учетом возрастных особенностей контингента воспитанников. Педагогпсихолог, музыкальный руководитель разрабатывают рабочую программу на
каждую возрастную параллель с учетом особенностей контингента
воспитанников.
1.9. Рабочая программа составляется педагогом на учебный год.
1.10. Проектирование содержания образования осуществляется
педагогическими
работниками
в
соответствии
с
уровнем
их
профессионального мастерства и авторским видением.
2. Функции, цели и задачи рабочей программы
2.1. Цель рабочей программы педагога - адаптация содержания форм,
методов педагогической деятельности к условиям ДОУ (особенности развития
детей, формирование возрастных групп, нестандартность индивидуальных
результатов обучения и воспитания).
2.2. Рабочая программа выполняет следующие основные функции:
 нормативную (рабочая программа – документ, на основе которого
осуществляется контроль за прохождением программы);

2







информационную (рабочая программа - позволяет получить
представление о целях, содержании, последовательности изучения
образовательной программы);
методическую (определяет пути достижения планируемых результатов
освоения образовательной программы дошкольного образования,
используемые методы, образовательные технологии);
организационную
(рабочая программа определяет
основные
направления деятельности педагога и воспитанников, формы их
взаимодействия, использование средств обучения).

2.3. Задачи рабочей программы:
 дать
представление о практической реализации компонентов
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО).
 определить содержание, объем и порядок изучения образовательной
области с учетом целей, задач, специфики образовательной
деятельности дошкольного образовательного учреждения и контингента
воспитанников.
2.4. Рабочая программа регламентирует деятельность воспитателей,
специалистов и воспитанников дошкольного образовательного учреждения в
ходе образовательной деятельности по конкретной образовательной
программе.
2.5. Рабочая программа:
 конкретизирует цели и задачи изучения определенного раздела
программы;
 определяет объем и содержание учебного материала, умений и навыков,
которыми
должны
овладеть
воспитанники
дошкольного
образовательного учреждения;
 оптимально распределяет учебное время по темам;
 способствует совершенствованию методики проведения занятий;
 активизирует
познавательную
деятельность
воспитанников
дошкольного образовательного учреждения, развитие их творческих
способностей;
 отражает специфику региона Российской Федерации;
 применяет
современные образовательные и информационные
технологии.
3. Технология разработки рабочей программы
3.1. Разработка содержания рабочей программы педагога должна отвечать
ведущему критерию — соответствие современному содержанию и
технологиям дошкольного образования, основным направлениям личностноориентированного взаимодействия с воспитанниками ДОУ, принципам,
3

заложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования (ФГОС ДО).
3.2. Рабочая программа должна отвечать следующим характеристикам:
 Целостность —
обеспечение
согласованности
и
полноты
взаимодействия и последовательности действий для реализации цели;
 Реалистичность — соответствие цели и предлагаемых средств ее
достижения;
 Актуальность — ориентация на потребности сегодняшнего дня
системы дошкольного образования детей;
 Прогностичность — способность в планируемых целях и действиях
проектировать эффективные решения;
 Рациональность — определение таких способов достижения цели,
которые в конкретных условиях позволят получить максимально
достижимый результат;
 Контролируемость — определение ожидаемых результатов на основе
отражения соответствующих способов их проверки;
 Корректируемость —
своевременное обнаружение и быстрое
реагирование на возникающие отклонения и изменения.
3.3. Основной характеристикой рабочей программы педагога ДОУ
являются развивающий характер, учет возможностей самовыражения
воспитанников, комплексный и интегрированный подход к содержанию,
сочетание коллективных и индивидуальных форм педагогической
деятельности, показатели результативности освоения детьми того или иного
уровня содержания.
3.4. Рабочая программа разрабатывается педагогическими работниками
(специалистами) на основе образовательной программы с учетом
приоритетного направления предоставления образовательных услуг в
соответствии с ФГОС дошкольного образования по следующим областям:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое
развитие» на каждую группу на один учебный год.
3.5. Педагоги ДОУ разрабатывают свои рабочие программы с учетом
выполнения требований настоящего Положения о рабочей программе
педагогического работника дошкольного образовательного учреждения.
3.6. Допускается разработка рабочей программы творческой группой
педагогов ДОУ. Данное решение должно быть принято коллегиально на
Педагогическом совете и утверждено приказом заведующего дошкольным
образовательным учреждением.
4

4. Структура рабочей программы педагога ДОУ
4.1.
Структура
программы
является
формой
представления
образовательных областей как целостной системы, отражающей внутреннюю
логику организации учебно-методического материала и включает в себя
следующие элементы:
Титульный лист
I. Целевой раздел программы (обязательная часть)
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации программы.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
1.1.3. Характеристика особенностей развития детей раннего или дошкольного
возраста, воспитывающихся в группе, и другие значимые характеристики.
1.2. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры).
II. Содержательный раздел программы (обязательная часть)
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением
развития воспитанника:
2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие»
2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»
2.2. Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных
отношений:
2.2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик.
2.2.2. Способы направления поддержки детской инициативы.
2.2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.
2.2.4. Содержание индивидуальной коррекционной деятельности.
2.3. Рабочая программа воспитания.
III. Организационный раздел
3.1. Учебный план.
3.2. Режим дня воспитанников группы.
3.3. План традиционных праздников, событий, культурно-массовых и
спортивных мероприятий.
3.4. Календарный план воспитательной работы.
3.5. Паспорт группы (перечень компонентов РППС группы и участка).
3.6. Перечень методических материалов и средств обучения и воспитания.

5

IV. Приложения
Приложение 1. Список детей группы.
Приложение 2. Социальный паспорт группы.
Приложение 3. Программа социального партнерства с семьей на учебный год.
Приложение 4. Перспективный план ООД на учебный год.
Приложение 5. Диагностический инструментарий.
5. Требования к содержанию рабочих программ
5.1. Титульный лист должен содержать:
 наименование дошкольного образовательного учреждения, в котором
работает педагогический работник – составитель рабочей программы;
 сведения об утверждении программы (кем и когда была утверждена);
 название рабочей программы;
 возрастную категорию воспитанников ДОУ, для которой разработана
данная программа;
 сведения
о разработчиках (ФИО, данные о квалификации
разработчиков);
 название населенного пункта, в котором находится дошкольное
образовательное учреждение;
 год составления рабочей программы.
5.2. Целевой раздел
5.2.1. Пояснительная записка рабочей программы должна содержать:
 обоснование актуальности программы с точки зрения современного
развития дошкольного образования;
 теоретические основы предлагаемой программы, в том числе ведущую
идею программы;
 обоснование специфики отбора содержания программы, указание
возраста воспитанников дошкольного образовательного учреждения,
для которых предназначено содержание данной программы.
5.2.2. В пояснительной записке программы необходимо обозначить:
 цель и задачи программы, принципы и подходы к формированию
рабочей программы;
 характеристики
воспитанников,
исходный уровень развития
способностей, предшествующих знаний, умений, навыков детей,
необходимых для качественного освоения воспитанниками ДОУ
содержания рабочей учебной программы;
 специфику семей воспитанников;
5.2.3. При формулировании цели рабочей программы необходимо
исходить из приоритета воспитания развивающейся личности воспитанника
ДОУ, контекста целевых установок системы дошкольного образования детей,
потенциала дошкольного образовательного учреждения.
6

5.2.4. Цель программы выражается в однозначных для понимания
формулировках и характеризует ведущий компонент содержания рабочей
учебной программы - знания, способы деятельности, опыт ценностных
отношений и творческий опыт воспитанников дошкольного образовательного
учреждения.
5.2.5. Необходимыми требованиями к формулировке цели являются:
 конкретность;
 достижимость;
 измеримость;
 понятность;
 ограниченность во времени.
5.2.6. В целевом разделе необходимо:
 обозначить прогнозируемые результаты освоения детьми программного
содержания (объем представлений, умений, навыков, развитие
индивидуальных качеств ребенка);
 описать
инструментарий определения эффективности освоения
воспитанниками содержания предлагаемой рабочей программы
(содержание тестов, заданий и т.п., представляется в приложении к
программе.
5.2.6. Показатели результативности реализации рабочей программы
предполагают в описательном или схематическом варианте определить те
предполагаемые результаты, на достижение которых указывает цель
программы.
5.2.7. Показатели рассматриваются как совокупность решения задач
обучающего,
развивающего
и
воспитывающего
характера.
5.2.8. Педагогу уместно указать планируемые промежуточные и итоговые
результаты освоения программы по образовательным областям (в
соответствии с рекомендациями, заложенными в Образовательной программе
дошкольного образовательного учреждения).
5.3. Содержательный раздел
5.3.1. Степень подробности описания содержания рабочей программы (по
направлениям развития детей дошкольного возраста и разделам
образовательной деятельности) зависит от автора, но вместе с тем обусловлена
необходимостью соблюдения таких качественных характеристик, как
понятность и доступность.
5.3.2. В содержании рабочей учебной программы последовательно и
системно раскрывается то содержание, которое будет изучаться с
воспитанниками в процессе образовательной деятельности и в ходе режимных
процессов.
5.3.3. Содержание может быть представлено в виде задач, тем, разделов,
блоков и т.д. В описательном варианте основное содержание рабочей учебной
программы указывает на последовательность изучения материала,
характерные признаки содержательной направленности, отчетливый образ
7

предполагаемых результатов, характерные признаки взаимосвязи содержания
образовательных программ и содержания вариативного образования.
5.3.4. В содержательном разделе следует также указать:
 адекватные возрасту воспитанников формы, методы и средства
организации образовательного процесса;
 особенности реализации задач образовательных областей в значимых
для детей видах деятельности;
 способы и направления поддержки инициативы детей, специфичные для
детей конкретной группы;
 условия для организации творческой, проблемной, исследовательской и
проектной деятельности детей;
 особенности организации индивидуальных, групповых, коллективных
занятий с воспитанниками;
 формы взаимодействия с семьями (традиционные и современные);
 описание индивидуальной деятельности по коррекции в развитии и
поведении детей.
5.3.5. Рабочая программа воспитания включает три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
 В целевом разделе следует представить цель и задачи воспитания;
описать особенности уклада группы, воспитывающей среды,
культурных практик, совместной деятельности и событий; целевые
ориентиры.
 В содержательном разделе необходимо представить содержание
воспитательной работы по направлениям воспитания:
- Патриотическое направление воспитания
- Социальное направление воспитания
- Познавательное направление воспитания
- Физическое и оздоровительное направление воспитания
- Трудовое направление воспитания
- Этико-эстетическое направление воспитания.
 Также следует описать особенности реализации воспитательного
процесса, виды и формы воспитательной деятельности, особенности
взаимодействия с семьей.
 В организационном разделе необходимо обозначить условия,
необходимые для реализации программы воспитания, и направления
анализа и результатов воспитания.
5.4. Организационный раздел
5.4.1. Учебный план:
 В учебно-тематическом плане необходимо представить количество
видов организованной образовательной деятельности с учетом
рекомендаций
Примерной
образовательной
программы
и
Образовательной
программы
дошкольного
образовательного
учреждения.
8

 В том случае, если содержание рабочей программы педагога
реализуется не только в процессе ООД, но и в процессе совместной
деятельности с воспитанниками, рекомендуется включить в учебнотематический план другие формы организации педагогической
деятельности.
 Аналогично включаются в учебно-тематический план любые другие
формы организации детской деятельности с учетом их распределения по
часам или без него (дополнительное образование).
 В рабочую программу педагога необходимо включить учебнотематический план той возрастной группы, по которой составляется
сама рабочая программа.
5.4.2. Режим дня детей предусматривает рациональную организацию
различных видов деятельности, режимных моментов и самостоятельной
детской деятельности. Зависит от возраста детей, вида группы и времени года.
5.4.3. Содержание праздников и других мероприятий планируется
педагогами (воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед)
совместно, исходя из текущей работы, времени года, интересов детей и
пожеланий родителей, содержания образовательных областей.
5.4.4. Календарный план воспитательной работы является компонентом
рабочей программы воспитания и содержит мероприятия воспитательного
характера и сроки их проведения.
5.4.5. Особенности организации РППС должны включать три компонента:
предметное содержание, его пространственную организацию и его изменения
по времени.
5.4.6. Информационно-методическое обеспечение рабочей программы
педагога ДОУ предполагает информацию об обеспеченности программы всем
необходимым материалом, оборудованием, техническими и иными
средствами обучения.
5.5. Рабочая программа педагога должна включать основную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений.
5.6. Программа социального партнерства с семьей должна включать
актуальность проблем взаимодействия с родителями воспитанников группы,
цель и задачи, ожидаемые результаты и содержание деятельности на учебный
год в виде плана с указанием форм организации мероприятий, тем, сроков и
ответственных за их проведение, а также списка литературы.
5.7. Перспективное планирование деятельности
5.7.1. Варианты перспективного планирования: содержание,
методы, приемы, прогнозируемые результаты, условия реализации
программы, тем самым представляя целостный, законченный
предъявления и оформления основного содержания рабочей
программы.
9

формы,
рабочей
вариант
учебной

5.7.2. Каждый разработчик рабочей программы вправе выбрать свою
форму перспективного плана, разработанного в соответствии с принципом
комплексно-тематического планирования.
6. Требования к оформлению рабочих программ
6.1. Набор текста производится в текстовом редакторе Microsoft Word
одной стороны листа формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер - 12
(14) пт.
6.2. Оформление титульного листа:
 название рабочей программы – по центру;
 наименование дошкольного образовательного учреждения, в котором
работает разработчик (или составитель) рабочей программы – по центру
вверху страницы;
 ФИО и должность руководителя образовательного учреждения,
утвердившего рабочую программу – в шапке в правом верхнем углу;
 возрастную категорию детей, для которой разработана данная
программа;
 сведения
о разработчиках (ФИО, данные о квалификации
разработчиков);
 сведения об утверждении программы (кем и когда была утверждена);
 название населенного пункта, в котором находится образовательное
учреждение – по центру внизу страницы;
 год составления рабочей программы – по центру внизу титульной
страницы.
6.3. Библиография оформляется в соответствии с ГОСТом.
7. Рассмотрение и утверждение рабочих программ в ДОУ
7.1. Рабочие программы рассматриваются на Педагогическом совете
дошкольного образовательного учреждения.
7.2. Рабочие программы педагогов разрабатываются и рекомендуются к
реализации до конца учебного года в указанных возрастных группах.
7.3. Утверждение рабочих программ заведующим детским садом
осуществляется
до
10
сентября
текущего
учебного
года.
7.4. По решению Педагогического совета к рабочим программам может
прикладываться:
 календарно-тематическое планирование;
 методические разработки по проведению различных форм организации
образовательной деятельности с указанием целей, задач, хода
проведения, ожидаемых результатов и образцов их оформления и т.д.
10

9. Контроль
9.1. Контроль осуществляется в соответствии с годовым планом
дошкольного образовательного учреждения.
9.2. Ответственность за полноту и качество реализации рабочей
программы возлагается на воспитателей и специалистов дошкольного
образовательного учреждения.
9.3. Контроль за полнотой и качеством реализации рабочей программы
осуществляется должностной контроль со стороны заведующего и старшего
воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
10. Хранение рабочих программ
10.1. Оригиналы рабочих программ, утвержденные заведующим ДОУ,
находятся у старшего воспитателя. В течение учебного года старший
воспитатель осуществляет должностной контроль реализации рабочих
программ.
10.2. Копии рабочих программ находятся на руках педагогов дошкольного
образовательного учреждения.
10.3. Рабочие программы хранятся в методическом кабинете дошкольного
образовательного учреждения.
10.4. К рабочим программам имеют доступ все воспитатели, а также
администрация дошкольного образовательного учреждения.
10.5. Рабочие программы хранятся 3 года после истечения срока ее
действия.
11. Заключительные положения
11.1. Настоящее Положение о рабочих программах является локальным
нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и
утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным
образовательным учреждением.
11.2. Положение о рабочей программе педагога ДОУ принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в
порядке, предусмотренном п.11.1 настоящего Положения.
11.3. После принятия Положения (или изменений и дополнений
отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция
автоматически утрачивает силу.
11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».