СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете МДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» протокол № 2 от 22.01.2021 г. УТВЕРЖДЕНО приказом № 39 от 22.01.2021 г. заведующего МДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» ____________ Нечаева Е.Ю. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 1894A8B6F805A7F423411FED5C082AAAF2E49B06 Владелец: Нечаева Елена Юрьевна Действителен: с 20.12.2021 до 20.03.2023 ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе педагога Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Теремок» комбинированного вида» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о рабочей программе педагога Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Теремок» комбинированного вида» (далее – ДОУ) разработано на основании Федерального закона от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля 2022 года, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», Уставом ДОУ. 1.2. Данное Положение о рабочей программе педагога ДОУ устанавливает цели и задачи рабочей программы, разработанной с учетом ФГОС дошкольного образования, технологию разработки, структуру, требования к содержанию и оформлению рабочих программ, регламентирует рассмотрение и утверждение рабочих программ, а также изменения и дополнения в программах и их хранение в дошкольном образовательном учреждении. 1.3. Рабочая программа – нормативный документ дошкольного образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности, разработанный на основе основной общеобразовательной программы ДОУ, составленной в соответствии с утвержденным Положением об основной образовательной программе ДОУ, и реализуемой дошкольным учреждением применительно к конкретной возрастной группе, с учетом Федерального образовательного стандарта 1 дошкольного образования (ФГОС ДО), национально – регионального и локального компонентов. 1.4. Рабочие программы являются документами, отражающим процесс развития дошкольного образовательного учреждения. 1.5. Рабочая программа является неотъемлемой частью образовательной программы ДОУ, разрабатывается педагогами всех возрастных групп, а также специалистами детского сада и включает обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. 1.6. Согласно настоящему Положению в рабочей программе воспитателя и иных педагогов ДОУ определены наиболее оптимальные и эффективные для определенной возрастной группы содержание, формы, методы и приемы организации образовательной деятельности с целью получения результата. 1.7. Структура рабочей программы является единой для всех педагогических работников, выполняющих обязанности в дошкольном образовательном учреждении. 1.8. Воспитали ДОУ, работающие в одной группе, совместно разрабатывают рабочую программу для контингента воспитанников этой группы. Учитель-логопед разрабатывают рабочую программу на свою группу с учетом возрастных особенностей контингента воспитанников. Педагогпсихолог, музыкальный руководитель разрабатывают рабочую программу на каждую возрастную параллель с учетом особенностей контингента воспитанников. 1.9. Рабочая программа составляется педагогом на учебный год. 1.10. Проектирование содержания образования осуществляется педагогическими работниками в соответствии с уровнем их профессионального мастерства и авторским видением. 2. Функции, цели и задачи рабочей программы 2.1. Цель рабочей программы педагога - адаптация содержания форм, методов педагогической деятельности к условиям ДОУ (особенности развития детей, формирование возрастных групп, нестандартность индивидуальных результатов обучения и воспитания). 2.2. Рабочая программа выполняет следующие основные функции: нормативную (рабочая программа – документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы); 2 информационную (рабочая программа - позволяет получить представление о целях, содержании, последовательности изучения образовательной программы); методическую (определяет пути достижения планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования, используемые методы, образовательные технологии); организационную (рабочая программа определяет основные направления деятельности педагога и воспитанников, формы их взаимодействия, использование средств обучения). 2.3. Задачи рабочей программы: дать представление о практической реализации компонентов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). определить содержание, объем и порядок изучения образовательной области с учетом целей, задач, специфики образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения и контингента воспитанников. 2.4. Рабочая программа регламентирует деятельность воспитателей, специалистов и воспитанников дошкольного образовательного учреждения в ходе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе. 2.5. Рабочая программа: конкретизирует цели и задачи изучения определенного раздела программы; определяет объем и содержание учебного материала, умений и навыков, которыми должны овладеть воспитанники дошкольного образовательного учреждения; оптимально распределяет учебное время по темам; способствует совершенствованию методики проведения занятий; активизирует познавательную деятельность воспитанников дошкольного образовательного учреждения, развитие их творческих способностей; отражает специфику региона Российской Федерации; применяет современные образовательные и информационные технологии. 3. Технология разработки рабочей программы 3.1. Разработка содержания рабочей программы педагога должна отвечать ведущему критерию — соответствие современному содержанию и технологиям дошкольного образования, основным направлениям личностноориентированного взаимодействия с воспитанниками ДОУ, принципам, 3 заложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). 3.2. Рабочая программа должна отвечать следующим характеристикам: Целостность — обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и последовательности действий для реализации цели; Реалистичность — соответствие цели и предлагаемых средств ее достижения; Актуальность — ориентация на потребности сегодняшнего дня системы дошкольного образования детей; Прогностичность — способность в планируемых целях и действиях проектировать эффективные решения; Рациональность — определение таких способов достижения цели, которые в конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат; Контролируемость — определение ожидаемых результатов на основе отражения соответствующих способов их проверки; Корректируемость — своевременное обнаружение и быстрое реагирование на возникающие отклонения и изменения. 3.3. Основной характеристикой рабочей программы педагога ДОУ являются развивающий характер, учет возможностей самовыражения воспитанников, комплексный и интегрированный подход к содержанию, сочетание коллективных и индивидуальных форм педагогической деятельности, показатели результативности освоения детьми того или иного уровня содержания. 3.4. Рабочая программа разрабатывается педагогическими работниками (специалистами) на основе образовательной программы с учетом приоритетного направления предоставления образовательных услуг в соответствии с ФГОС дошкольного образования по следующим областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» на каждую группу на один учебный год. 3.5. Педагоги ДОУ разрабатывают свои рабочие программы с учетом выполнения требований настоящего Положения о рабочей программе педагогического работника дошкольного образовательного учреждения. 3.6. Допускается разработка рабочей программы творческой группой педагогов ДОУ. Данное решение должно быть принято коллегиально на Педагогическом совете и утверждено приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 4 4. Структура рабочей программы педагога ДОУ 4.1. Структура программы является формой представления образовательных областей как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала и включает в себя следующие элементы: Титульный лист I. Целевой раздел программы (обязательная часть) 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации программы. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы. 1.1.3. Характеристика особенностей развития детей раннего или дошкольного возраста, воспитывающихся в группе, и другие значимые характеристики. 1.2. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры). II. Содержательный раздел программы (обязательная часть) 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлением развития воспитанника: 2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие» 2.1.3. Образовательная область «Речевое развитие» 2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие» 2.2. Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательных отношений: 2.2.1. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. 2.2.2. Способы направления поддержки детской инициативы. 2.2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. 2.2.4. Содержание индивидуальной коррекционной деятельности. 2.3. Рабочая программа воспитания. III. Организационный раздел 3.1. Учебный план. 3.2. Режим дня воспитанников группы. 3.3. План традиционных праздников, событий, культурно-массовых и спортивных мероприятий. 3.4. Календарный план воспитательной работы. 3.5. Паспорт группы (перечень компонентов РППС группы и участка). 3.6. Перечень методических материалов и средств обучения и воспитания. 5 IV. Приложения Приложение 1. Список детей группы. Приложение 2. Социальный паспорт группы. Приложение 3. Программа социального партнерства с семьей на учебный год. Приложение 4. Перспективный план ООД на учебный год. Приложение 5. Диагностический инструментарий. 5. Требования к содержанию рабочих программ 5.1. Титульный лист должен содержать: наименование дошкольного образовательного учреждения, в котором работает педагогический работник – составитель рабочей программы; сведения об утверждении программы (кем и когда была утверждена); название рабочей программы; возрастную категорию воспитанников ДОУ, для которой разработана данная программа; сведения о разработчиках (ФИО, данные о квалификации разработчиков); название населенного пункта, в котором находится дошкольное образовательное учреждение; год составления рабочей программы. 5.2. Целевой раздел 5.2.1. Пояснительная записка рабочей программы должна содержать: обоснование актуальности программы с точки зрения современного развития дошкольного образования; теоретические основы предлагаемой программы, в том числе ведущую идею программы; обоснование специфики отбора содержания программы, указание возраста воспитанников дошкольного образовательного учреждения, для которых предназначено содержание данной программы. 5.2.2. В пояснительной записке программы необходимо обозначить: цель и задачи программы, принципы и подходы к формированию рабочей программы; характеристики воспитанников, исходный уровень развития способностей, предшествующих знаний, умений, навыков детей, необходимых для качественного освоения воспитанниками ДОУ содержания рабочей учебной программы; специфику семей воспитанников; 5.2.3. При формулировании цели рабочей программы необходимо исходить из приоритета воспитания развивающейся личности воспитанника ДОУ, контекста целевых установок системы дошкольного образования детей, потенциала дошкольного образовательного учреждения. 6 5.2.4. Цель программы выражается в однозначных для понимания формулировках и характеризует ведущий компонент содержания рабочей учебной программы - знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт воспитанников дошкольного образовательного учреждения. 5.2.5. Необходимыми требованиями к формулировке цели являются: конкретность; достижимость; измеримость; понятность; ограниченность во времени. 5.2.6. В целевом разделе необходимо: обозначить прогнозируемые результаты освоения детьми программного содержания (объем представлений, умений, навыков, развитие индивидуальных качеств ребенка); описать инструментарий определения эффективности освоения воспитанниками содержания предлагаемой рабочей программы (содержание тестов, заданий и т.п., представляется в приложении к программе. 5.2.6. Показатели результативности реализации рабочей программы предполагают в описательном или схематическом варианте определить те предполагаемые результаты, на достижение которых указывает цель программы. 5.2.7. Показатели рассматриваются как совокупность решения задач обучающего, развивающего и воспитывающего характера. 5.2.8. Педагогу уместно указать планируемые промежуточные и итоговые результаты освоения программы по образовательным областям (в соответствии с рекомендациями, заложенными в Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения). 5.3. Содержательный раздел 5.3.1. Степень подробности описания содержания рабочей программы (по направлениям развития детей дошкольного возраста и разделам образовательной деятельности) зависит от автора, но вместе с тем обусловлена необходимостью соблюдения таких качественных характеристик, как понятность и доступность. 5.3.2. В содержании рабочей учебной программы последовательно и системно раскрывается то содержание, которое будет изучаться с воспитанниками в процессе образовательной деятельности и в ходе режимных процессов. 5.3.3. Содержание может быть представлено в виде задач, тем, разделов, блоков и т.д. В описательном варианте основное содержание рабочей учебной программы указывает на последовательность изучения материала, характерные признаки содержательной направленности, отчетливый образ 7 предполагаемых результатов, характерные признаки взаимосвязи содержания образовательных программ и содержания вариативного образования. 5.3.4. В содержательном разделе следует также указать: адекватные возрасту воспитанников формы, методы и средства организации образовательного процесса; особенности реализации задач образовательных областей в значимых для детей видах деятельности; способы и направления поддержки инициативы детей, специфичные для детей конкретной группы; условия для организации творческой, проблемной, исследовательской и проектной деятельности детей; особенности организации индивидуальных, групповых, коллективных занятий с воспитанниками; формы взаимодействия с семьями (традиционные и современные); описание индивидуальной деятельности по коррекции в развитии и поведении детей. 5.3.5. Рабочая программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и организационный. В целевом разделе следует представить цель и задачи воспитания; описать особенности уклада группы, воспитывающей среды, культурных практик, совместной деятельности и событий; целевые ориентиры. В содержательном разделе необходимо представить содержание воспитательной работы по направлениям воспитания: - Патриотическое направление воспитания - Социальное направление воспитания - Познавательное направление воспитания - Физическое и оздоровительное направление воспитания - Трудовое направление воспитания - Этико-эстетическое направление воспитания. Также следует описать особенности реализации воспитательного процесса, виды и формы воспитательной деятельности, особенности взаимодействия с семьей. В организационном разделе необходимо обозначить условия, необходимые для реализации программы воспитания, и направления анализа и результатов воспитания. 5.4. Организационный раздел 5.4.1. Учебный план: В учебно-тематическом плане необходимо представить количество видов организованной образовательной деятельности с учетом рекомендаций Примерной образовательной программы и Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения. 8 В том случае, если содержание рабочей программы педагога реализуется не только в процессе ООД, но и в процессе совместной деятельности с воспитанниками, рекомендуется включить в учебнотематический план другие формы организации педагогической деятельности. Аналогично включаются в учебно-тематический план любые другие формы организации детской деятельности с учетом их распределения по часам или без него (дополнительное образование). В рабочую программу педагога необходимо включить учебнотематический план той возрастной группы, по которой составляется сама рабочая программа. 5.4.2. Режим дня детей предусматривает рациональную организацию различных видов деятельности, режимных моментов и самостоятельной детской деятельности. Зависит от возраста детей, вида группы и времени года. 5.4.3. Содержание праздников и других мероприятий планируется педагогами (воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед) совместно, исходя из текущей работы, времени года, интересов детей и пожеланий родителей, содержания образовательных областей. 5.4.4. Календарный план воспитательной работы является компонентом рабочей программы воспитания и содержит мероприятия воспитательного характера и сроки их проведения. 5.4.5. Особенности организации РППС должны включать три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и его изменения по времени. 5.4.6. Информационно-методическое обеспечение рабочей программы педагога ДОУ предполагает информацию об обеспеченности программы всем необходимым материалом, оборудованием, техническими и иными средствами обучения. 5.5. Рабочая программа педагога должна включать основную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. 5.6. Программа социального партнерства с семьей должна включать актуальность проблем взаимодействия с родителями воспитанников группы, цель и задачи, ожидаемые результаты и содержание деятельности на учебный год в виде плана с указанием форм организации мероприятий, тем, сроков и ответственных за их проведение, а также списка литературы. 5.7. Перспективное планирование деятельности 5.7.1. Варианты перспективного планирования: содержание, методы, приемы, прогнозируемые результаты, условия реализации программы, тем самым представляя целостный, законченный предъявления и оформления основного содержания рабочей программы. 9 формы, рабочей вариант учебной 5.7.2. Каждый разработчик рабочей программы вправе выбрать свою форму перспективного плана, разработанного в соответствии с принципом комплексно-тематического планирования. 6. Требования к оформлению рабочих программ 6.1. Набор текста производится в текстовом редакторе Microsoft Word одной стороны листа формата А4, тип шрифта: Times New Roman, размер - 12 (14) пт. 6.2. Оформление титульного листа: название рабочей программы – по центру; наименование дошкольного образовательного учреждения, в котором работает разработчик (или составитель) рабочей программы – по центру вверху страницы; ФИО и должность руководителя образовательного учреждения, утвердившего рабочую программу – в шапке в правом верхнем углу; возрастную категорию детей, для которой разработана данная программа; сведения о разработчиках (ФИО, данные о квалификации разработчиков); сведения об утверждении программы (кем и когда была утверждена); название населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение – по центру внизу страницы; год составления рабочей программы – по центру внизу титульной страницы. 6.3. Библиография оформляется в соответствии с ГОСТом. 7. Рассмотрение и утверждение рабочих программ в ДОУ 7.1. Рабочие программы рассматриваются на Педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения. 7.2. Рабочие программы педагогов разрабатываются и рекомендуются к реализации до конца учебного года в указанных возрастных группах. 7.3. Утверждение рабочих программ заведующим детским садом осуществляется до 10 сентября текущего учебного года. 7.4. По решению Педагогического совета к рабочим программам может прикладываться: календарно-тематическое планирование; методические разработки по проведению различных форм организации образовательной деятельности с указанием целей, задач, хода проведения, ожидаемых результатов и образцов их оформления и т.д. 10 9. Контроль 9.1. Контроль осуществляется в соответствии с годовым планом дошкольного образовательного учреждения. 9.2. Ответственность за полноту и качество реализации рабочей программы возлагается на воспитателей и специалистов дошкольного образовательного учреждения. 9.3. Контроль за полнотой и качеством реализации рабочей программы осуществляется должностной контроль со стороны заведующего и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения. 10. Хранение рабочих программ 10.1. Оригиналы рабочих программ, утвержденные заведующим ДОУ, находятся у старшего воспитателя. В течение учебного года старший воспитатель осуществляет должностной контроль реализации рабочих программ. 10.2. Копии рабочих программ находятся на руках педагогов дошкольного образовательного учреждения. 10.3. Рабочие программы хранятся в методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения. 10.4. К рабочим программам имеют доступ все воспитатели, а также администрация дошкольного образовательного учреждения. 10.5. Рабочие программы хранятся 3 года после истечения срока ее действия. 11. Заключительные положения 11.1. Настоящее Положение о рабочих программах является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 11.2. Положение о рабочей программе педагога ДОУ принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1 настоящего Положения. 11.3. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 11