ПРИНЯТО Педагогическим советом МДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» (протокол от 11.02.2021 г. № 2) Принят с учетом мнений совета родителей (протокол от 10.02.2021 г. № 1) УТВЕРЖДЕНО: приказ МДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» от 11.02.2021 г. № 41-од Заведующий МДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» _____________ Е.Ю.Нечаева ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 1894A8B6F805A7F423411FED5C082AAAF2E49B06 Владелец: Нечаева Елена Юрьевна Действителен: с 20.12.2021 до 20.03.2023 ПОЛОЖЕНИЕ О ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОНР) Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Теремок» комбинированного вида» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано для группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР), (далее с ТНР, ОНР) Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Теремок» комбинированного вида», (далее – Учреждение), в соответствии с нормативными документами: Федеральным законом от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989г.); Конституцией Российской Федерации, статья 43; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 г. No31 "О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155". Распоряжением Минпросвещения России от 09.09.2019 № P-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; Распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 № P-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. N 28 г. Москва «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Уставом Учреждения. 1.2. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 2. Цели и задачи группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР). 2.1. Компенсирующая группа (далее – группа) для детей с ТНР (ОНР) создается с целью создания условий для освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (далее - АООП); 2.2. Основными задачами группы для детей с ТНР (ОНР) являются: организация комплексной помощи обучающимся Учреждения по коррекции тяжелых нарушений речи; своевременное выявление особых образовательных потребностей обучающихся, имеющих ТНР (ОНР); обеспечение индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся, имеющим ТНР, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей; обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических работников Учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся Учреждения по преодолению у ребенка ТНР (ОНР); повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих ТНР (ОНР). 3. Направления деятельности группы для детей с ТНР (ОНР). 3.1. Коррекционное: - создание условий, направленных на коррекцию речевого развития обучающихся и обеспечивающих достижение обучающимися, имеющими ТНР (ОНР) уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме. 3.2. Образовательное 3.3. Воспитательное 3.4. Диагностическое: - изучение динамики речевого развития детей, имеющих ТНР (ОНР), динамики освоения АООП. 3.5. Просветительское: - создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников Учреждения и обеспечение их взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся по преодолению у ребенка речевых нарушений; - создание условий, направленных на повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. 4. Организация комплектования группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) 4.1. Зачисление детей в группы для детей с ТНР (ОНР) осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) и на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК). 4.1.1. Заключение комиссии действительно для предоставления в организацию в течение календарного года, с даты его подписания. 4.1.2. Комплектование групп компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) осуществляется с учетом тяжести диагноза ребенка. 4.2. В группу для детей с ТНР (ОНР) подлежат дети, имеющие общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР). 4.3. Группа для детей с ТНР (ОНР) комплектуется с учетом возраста детей: старшая группа компенсирующей направленности - детьми в возрасте от 5 до 6 лет; подготовительная группа компенсирующей направленности - детьми от 6 до 7 лет. При необходимости допускается комплектование разновозрастной группы для детей от 6 лет до 8 лет. 4.4. Предельная наполняемость группы для детей с ТНР (ОНР) не менее 10 и не более 12 человек. 4.5. Приказом заведующего Учреждения утверждается список, зачисленных обучающихся в группу для детей с ТНР (ОНР) на текущий учебный год. 5. Организация деятельности группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) 5.1. Обследование речи и направление детей в ПМПК осуществляется с согласия родителя (законного представителя) в соответствии с заключением учителя-логопеда и проводится в течение всего учебного года. 5.2. В летний период допускается закрытие группы для детей с ТНР (ОНР) при отсутствии специалистов, осуществляющих коррекционную работу. Закрытие группы для детей с ТНР (ОНР) и перевод детей в группы Учреждения общеразвивающей направленности оформляется приказом заведующего Учреждения. 5.3. Сроки коррекционной работы с детьми, имеющими ТНР (ОНР), в группе могут составлять от 1 года до 2-х лет, в соответствии с рекомендациями ПМПК и зависят от степени выраженности речевых нарушений, динамики коррекционной работы, индивидуально-личностных особенностей ребенка. 5.4. Отчисление обучающихся из группы для детей с ТНР (ОНР) осуществляется в следующих случаях: 1) в связи с получением образования (завершением обучения): - на основании заключения ПМПК и рекомендации о получении образования в дошкольном образовательном учреждении по основной образовательной программе дошкольного образования. 2) досрочно: - по инициативе родителей (законных представителей) обучающегося, в том числе в случае перевода воспитанника для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность; - по обстоятельствам, не зависящим от родителей (законных представителей) воспитанника и учреждения, в том числе в случае ликвидации последнего. 5.5. Отчисление обучающихся из группы для детей с ТНР (ОНР) оформляется приказом руководителя Учреждения. 5.6. В период пребывания в группе для детей с ТНР (ОНР) обучающийся может быть направлен на повторное обследование специалистами ПМПК для уточнения речевого заключения и определения условий дальнейшего получения образования в случаях предположительного выявления учителем-логопедом, педагогом- психологом следующих клинических форм и состояний: недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью; выраженные нарушения слуха и зрения; нарушение коммуникативной функции в форме раннего детского аутизма, расстройства аутистического спектра; задержка психического развития 6. Организация коррекционной работы в группе для детей с ТНР (ОНР) 6.1. Содержание коррекционной работы в группе для детей с ТНР (ОНР): осуществляется в соответствии с адаптированной основной образовательной программой (АООП) для детей с ТНР (ОНР) и адаптированной образовательной программой (далее - АОП), разрабатываемой индивидуально для воспитанников со сложными диагнозами, при наличии специалистов; строится с учетом педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающих возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста; определяется индивидуальными планами работы на каждого воспитанника. В планах отражаются индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих ТНР (ОНР). 6.2. Коррекционная работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) проводится с учетом режима работы Учреждения во время любой деятельности детей: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, художественной, чтения. 6.3. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая коррекционную работу не должен превышать для детей шестого года жизни 350 минут (до 45 минут в первой половине дня, до 25 минут во второй половины дня); для детей седьмого года жизни 600 минут (до 60 минут в первой половине дня, до 30 минут во второй половине дня). 6.4. Основными формами коррекционной работы в группе для детей с ТНР (ОНР) являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия. 6.5. Периодичность проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий определяется АООП для детей с ТНР (ОНР); тяжестью речевых нарушений у обучающихся, психофизическим и соматическим состоянием детей: подгрупповые и групповые - 4 раза в неделю, индивидуальные - не менее 3 раз в неделю; 6.5.1. Продолжительность занятий: для детей шестого года жизни индивидуальные занятия не превышают 15-ти минут, фронтальные и подгрупповые занятия не превышают 25-ти минут; для детей седьмого года жизни индивидуальные занятия не превышают 15-ти минут, фронтальные и подгрупповые занятия не превышают 30-ти минут. 7. Участники коррекционной работы в группе для детей с ТНР (ОНР). 7.1. Учитель-логопед: 7.1.1. Является ведущим специалистом в компенсирующей группе для детей с ТНР (ОНР), который организует коррекционную работу, координирует воспитательную и образовательную работу в составе рабочей группы специалистов, разрабатывает АООП дошкольного образования для группы детей с ТНР (ОНР), АОП для детей со сложными дефектами. 7.1.2. Проводит первичное логопедическое обследование в начале учебного года (сентябрь). 7.1.3. Заполняет речевую карту на каждого обучающегося компенсирующей группы для детей с ТНР (ОНР) в соответствии с речевым статусом ребёнка, с учетом заключения ПМПК. 7.1.4. Составляет индивидуальный план коррекционной работы с каждым ребенком, обеспечивающий удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих ТНР (ОНР). 7.1.5. Определяет периодичность и продолжительность проведения индивидуальных и фронтальных (или подгрупповых) занятий в компенсирующей группе для детей с ТНР (ОНР). 7.1.6. Самостоятельно отбирает методы и приёмы логопедической помощи, корректирует содержание коррекционной работы. 7.1.7. Проводит мониторинг речевого развития детей с ТНР (ОНР) в середине и в конце учебного года, документально фиксирует динамику устранения речевых нарушений у воспитанников компенсирующей группы. 7.1.8. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями): по проведению коррекционной работы с обучающимися компенсирующей группы с ТНР (ОНР); по вопросам освоения АООП для детей с ТНР (ОНР). 7.1.9. Обеспечивает взаимодействие с семьями детей Учреждения по преодолению у детей ТНР (ОНР). Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей. 7.1.10. Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, специалистами ПМПК. 7.1.11. Контролирует выполнение воспитателями, музыкальным работником, рекомендаций по проведению коррекционной работы с обучающимися группы. 7.1.12. Взаимодействует с педагогом-психологом Учреждения по вопросам коррекции психических процессов у обучающихся. 7.1.13. Взаимодействует с музыкальным руководителем по вопросу организации музыкальной деятельности с обучающимися группы для детей с ТНР (ОНР). 7.1.14. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению и учету коррекционной работы и её результатов. 7.1.15. Представляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы компенсирующей группы для детей с ТНР (ОНР) в ППк Учреждения. 7.2. Воспитатель группы для детей с ТНР (ОНР): 7.2.1. Создает предметную развивающую среду для преодоления речевых нарушений у обучающихся согласно рекомендациям учителя-логопеда. 7.2.2. Проводит педагогическую диагностику освоения АООП обучающимися компенсирующей группы. 7.2.3. Планирует и проводит с обучающимися компенсирующей группы: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, и т.д. образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; участвует под руководством учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся компенсирующей группы. 7.2.4. Осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у обучающихся группы во всех видах детской деятельности, самостоятельной деятельности, режимных моментах в течение дня. 7.2.5. Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками Учреждения, родителями (законными представителями) детей группы по вопросам реализации АООП. 7.2.6. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) обучающихся, обеспечивает заинтересованность в ее результативности. 7.2.7. Ведет необходимую документацию по планированию и проведению с обучающимися компенсирующей группы: образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности; коррекционных мероприятий (по заданию учителя-логопеда), обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей, обучающихся группы. 7.2.8. Представляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания основной образовательной программы дошкольного образования обучающимися компенсирующей группы. 7.3. Музыкальный руководитель: 7.3.1. Планирует содержание работы по освоению детьми с ТНР (ОНР) АООП в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», решая задачи музыкального воспитания. Проводит образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации музыкально-художественной деятельности обучающихся с учётом их возрастных и психофизиологических особенностей. Отбирает музыкальный и художественный репертуар с учетом проведения коррекционной работы с обучающимися компенсирующей группы. 7.3.2. Осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у обучающихся группы во время образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкальнохудожественной деятельности. 7.3.3. Проводит педагогическую диагностику освоения АООП в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» обучающимися компенсирующей группы. 7.3.4. Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками Учреждения, родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам реализации задач музыкального образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. 7.3.5. Ведет необходимую документацию по планированию образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкально- художественной деятельности обучающихся компенсирующей группы. 7.3.6. Представляет образовательной ежегодный области отчет о результативности «Художественно-эстетическое освоения развитие» АООП в обучающимися компенсирующей группы с ТНР (ОНР). 7.4. Педагог-психолог: 7.4.1. Проводит первичное психологическое обследование детей в начале учебного года (сентябрь). 7.4.2. Составляет план коррекционной работы с обучающимися, имеющим ТНР (ОНР). 7.4.3. Определяет периодичность и продолжительность проведения индивидуальных или подгрупповых занятий в группе для детей с ТНР (ОНР). 7.4.4. Самостоятельно отбирает методы и приёмы психологической помощи, корректирует содержание коррекционной работы. 7.4.5. Проводит мониторинг психического развития детей с ТНР (ОНР) в середине года (по необходимости) и в конце учебного года, документально фиксирует динамику психического развития у обучающихся компенсирующей группы. 7.4.6. Осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у обучающихся компенсирующей группы во время коррекционных занятий. 7.4.7. Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками Учреждения, родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам реализации АООП. 7.4.8. Осуществляет повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах психического развития детей. 7.4.9. Представляет ежегодный отчет о результативности освоения АООП в коррекционной области обучающимися группы с ТНР (ОНР). 7.5. Родители (законные представители): 7.5.1. Являются равноправными участниками коррекционного и образовательного процесса. 7.5.2. Знакомятся с содержанием АООП и участвуют в реализации в части организации коррекционного сопровождения вне Учреждения. 7.5.3. Создают в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития ребенка. 7.5.4. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка. 7.5.5. Выполняют рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей группы по осуществлению коррекционных мероприятий вне Учреждения и обеспечению непрерывности коррекционно-образовательного процесса. 8. Документация группы для детей с ТНР (ОНР) настоящее Положение о работе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) в Учреждении. Копия заключения ПМПК. Список воспитанников компенсирующей группы для детей с ТНР (ОНР), утверждённый директором Учреждения. Речевые карты на каждого обучающегося группы. Карты психоэмоционального развития детей (психолог) Годовой план работы учителя-логопеда. План фронтальных (подгрупповых) занятий, по периодам, по неделям. Планы-конспекты фронтальных (подгрупповых) занятий. Тетрадь (папка) взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с ТНР (ОНР). План образовательной деятельности воспитателей группы для детей с ТНР (ОНР). Журнал учета посещаемости логопедических занятий с детьми; Индивидуальные листы развития воспитанников компенсирующей группы. Отчет о результативности коррекционной работы. Журнал консультативной помощи и просветительской работы с родителями. Индивидуальные тетради ребенка (учитель-логопед). График работы учителя-логопеда, утвержденный директором Учреждения. Паспорт логопедического кабинета.