Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Теремок» комбинированного вида»

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МДОУ «Детский сад № 1 «Теремок»
(протокол от 11.02.2021 г. № 2)

Принят с учетом мнений
совета родителей
(протокол от 10.02.2021 г. № 1)

УТВЕРЖДЕНО:
приказ МДОУ «Детский сад № 1
«Теремок» от 11.02.2021 г. № 41-од
Заведующий МДОУ «Детский сад № 1
«Теремок»
_____________ Е.Ю.Нечаева

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 1894A8B6F805A7F423411FED5C082AAAF2E49B06
Владелец: Нечаева Елена Юрьевна
Действителен: с 20.12.2021 до 20.03.2023

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОНР)
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 1 «Теремок» комбинированного вида»

1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано для группы компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР), (далее с ТНР, ОНР) Муниципального
дошкольного

образовательного

учреждения

«Детский

сад

№

1

«Теремок»

комбинированного вида», (далее – Учреждение), в соответствии с нормативными
документами:
 Федеральным законом от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989г.);
 Конституцией Российской Федерации, статья 43;
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 г. No31 "О
внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155".
 Распоряжением Минпросвещения России от 09.09.2019 № P-93 «Об утверждении
примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной
организации»;
 Распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 № P-75 «Об утверждении
примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность».
 Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

основным

общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования»;


Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 г. N 28 г. Москва «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;



Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;

 Уставом Учреждения.
1.2. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия
нового.
2. Цели и задачи группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР).
2.1. Компенсирующая группа (далее – группа) для детей с ТНР (ОНР) создается с целью
создания условий для освоения адаптированной основной образовательной программы
дошкольного образования (далее - АООП);
2.2. Основными задачами группы для детей с ТНР (ОНР) являются:
 организация комплексной помощи обучающимся Учреждения по коррекции тяжелых
нарушений речи;
 своевременное выявление особых образовательных потребностей обучающихся,
имеющих ТНР (ОНР);
 обеспечение индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи
обучающимся, имеющим ТНР, с учетом особенностей их психофизического развития и
индивидуальных возможностей;
 обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий
педагогических работников Учреждения и других организаций, специализирующихся в
области оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи;
 обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся
Учреждения по преодолению у ребенка ТНР (ОНР);
 повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих ТНР (ОНР).
3. Направления деятельности группы для детей с ТНР (ОНР).
3.1. Коррекционное:
- создание условий, направленных на коррекцию речевого развития обучающихся и
обеспечивающих достижение обучающимися, имеющими ТНР (ОНР) уровня речевого
развития, соответствующего возрастной норме.
3.2. Образовательное
3.3. Воспитательное
3.4. Диагностическое:

- изучение динамики речевого развития детей, имеющих ТНР (ОНР), динамики освоения
АООП.
3.5. Просветительское:
- создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности
педагогических работников Учреждения и обеспечение их взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся по преодолению у ребенка речевых
нарушений;
- создание условий, направленных на повышение педагогической компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
4. Организация комплектования группы компенсирующей направленности
для детей с ТНР (ОНР)
4.1. Зачисление детей в группы для детей с ТНР (ОНР) осуществляется на основании
заявления

родителей

(законных

представителей)

и

на

основании

заключения

территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).
4.1.1. Заключение комиссии действительно для предоставления в организацию в течение
календарного года, с даты его подписания.
4.1.2. Комплектование групп компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)
осуществляется с учетом тяжести диагноза ребенка.
4.2. В группу для детей с ТНР (ОНР) подлежат дети, имеющие общее недоразвитие речи
разных уровней (ОНР).
4.3. Группа для детей с ТНР (ОНР) комплектуется с учетом возраста детей: старшая группа
компенсирующей направленности - детьми в возрасте от 5 до 6 лет; подготовительная
группа компенсирующей направленности - детьми от 6 до 7 лет. При необходимости
допускается комплектование разновозрастной группы для детей от 6 лет до 8 лет.
4.4. Предельная наполняемость группы для детей с ТНР (ОНР) не менее 10 и не более 12
человек.
4.5. Приказом заведующего Учреждения утверждается список, зачисленных обучающихся
в группу для детей с ТНР (ОНР) на текущий учебный год.

5. Организация деятельности группы компенсирующей направленности
для детей с ТНР (ОНР)
5.1. Обследование речи и направление детей в ПМПК осуществляется с согласия родителя
(законного представителя) в соответствии с заключением учителя-логопеда и проводится в
течение всего учебного года.
5.2. В летний период допускается закрытие группы для детей с ТНР (ОНР) при отсутствии
специалистов, осуществляющих коррекционную работу. Закрытие группы для детей с ТНР
(ОНР) и перевод детей в группы Учреждения общеразвивающей направленности
оформляется приказом заведующего Учреждения.
5.3. Сроки коррекционной работы с детьми, имеющими ТНР (ОНР), в группе могут
составлять от 1 года до 2-х лет, в соответствии с рекомендациями ПМПК и зависят от
степени

выраженности

речевых

нарушений,

динамики

коррекционной

работы,

индивидуально-личностных особенностей ребенка.
5.4. Отчисление обучающихся из группы для детей с ТНР (ОНР) осуществляется в
следующих случаях:
1) в связи с получением образования (завершением обучения):
- на основании заключения ПМПК и рекомендации о получении образования в дошкольном
образовательном учреждении по основной образовательной программе дошкольного
образования.
2) досрочно:
- по инициативе родителей (законных представителей) обучающегося, в том числе в случае
перевода воспитанника для продолжения освоения образовательной программы в другую
организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
- по обстоятельствам, не зависящим от родителей (законных представителей) воспитанника
и учреждения, в том числе в случае ликвидации последнего.
5.5. Отчисление обучающихся из группы для детей с ТНР (ОНР) оформляется приказом
руководителя Учреждения.
5.6. В период пребывания в группе для детей с ТНР (ОНР) обучающийся может быть
направлен на повторное обследование специалистами ПМПК для уточнения речевого
заключения и определения условий дальнейшего получения образования в случаях
предположительного выявления учителем-логопедом, педагогом- психологом следующих
клинических форм и состояний:
 недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
 выраженные нарушения слуха и зрения;

 нарушение коммуникативной функции в форме раннего детского аутизма, расстройства
аутистического спектра;
 задержка психического развития
6. Организация коррекционной работы в группе для детей с ТНР (ОНР)
6.1. Содержание коррекционной работы в группе для детей с ТНР (ОНР):
 осуществляется

в

соответствии

с

адаптированной

основной

образовательной

программой (АООП) для детей с ТНР (ОНР) и адаптированной образовательной
программой (далее - АОП), разрабатываемой индивидуально для воспитанников со
сложными диагнозами, при наличии специалистов;
 строится с учетом педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и
компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающих возрастные и
психофизиологические особенности детей дошкольного возраста;
 определяется индивидуальными планами работы на каждого воспитанника. В планах
отражаются

индивидуально

ориентированные

коррекционные

мероприятия,

обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей,
имеющих ТНР (ОНР).
6.2. Коррекционная работа в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
(ОНР) проводится с учетом режима работы Учреждения во время любой деятельности
детей:

игровой,

коммуникативной,

трудовой,

познавательно-исследовательской,

продуктивной, музыкальной, художественной, чтения.
6.3. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая
коррекционную работу не должен превышать
для детей шестого года жизни 350 минут (до 45 минут в первой половине дня, до 25 минут
во второй половины дня);
для детей седьмого года жизни 600 минут (до 60 минут в первой половине дня, до 30 минут
во второй половине дня).
6.4. Основными формами коррекционной работы в группе для детей с ТНР (ОНР) являются
индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
6.5. Периодичность проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий
определяется АООП для детей с ТНР (ОНР); тяжестью речевых нарушений у обучающихся,
психофизическим и соматическим состоянием детей: подгрупповые и групповые - 4 раза в
неделю, индивидуальные - не менее 3 раз в неделю;
6.5.1. Продолжительность занятий:

 для детей шестого года жизни индивидуальные занятия не превышают 15-ти минут,
фронтальные и подгрупповые занятия не превышают 25-ти минут;
 для детей седьмого года жизни индивидуальные занятия не превышают 15-ти минут,
фронтальные и подгрупповые занятия не превышают 30-ти минут.
7. Участники коррекционной работы в группе для детей с ТНР (ОНР).
7.1. Учитель-логопед:
7.1.1. Является ведущим специалистом в компенсирующей группе для детей с ТНР (ОНР),
который

организует

коррекционную

работу,

координирует

воспитательную

и

образовательную работу в составе рабочей группы специалистов, разрабатывает АООП
дошкольного образования для группы детей с ТНР (ОНР), АОП для детей со сложными
дефектами.
7.1.2. Проводит первичное логопедическое обследование в начале учебного года
(сентябрь).
7.1.3. Заполняет речевую карту на каждого обучающегося компенсирующей группы для
детей с ТНР (ОНР) в соответствии с речевым статусом ребёнка, с учетом заключения
ПМПК.
7.1.4. Составляет индивидуальный план коррекционной работы с каждым ребенком,
обеспечивающий удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих
ТНР (ОНР).
7.1.5. Определяет периодичность и продолжительность проведения индивидуальных и
фронтальных (или подгрупповых) занятий в компенсирующей группе для детей с ТНР
(ОНР).
7.1.6. Самостоятельно отбирает методы и приёмы логопедической помощи, корректирует
содержание коррекционной работы.
7.1.7. Проводит мониторинг речевого развития детей с ТНР (ОНР) в середине и в конце
учебного года, документально фиксирует динамику устранения речевых нарушений у
воспитанников компенсирующей группы.
7.1.8. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными
представителями):
 по проведению коррекционной работы с обучающимися компенсирующей группы с ТНР
(ОНР);
 по вопросам освоения АООП для детей с ТНР (ОНР).

7.1.9. Обеспечивает взаимодействие с семьями детей Учреждения по преодолению у детей
ТНР (ОНР). Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и воспитания детей.
7.1.10. Осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, специалистами
ПМПК.
7.1.11.

Контролирует

выполнение

воспитателями,

музыкальным

работником,

рекомендаций по проведению коррекционной работы с обучающимися группы.
7.1.12. Взаимодействует с педагогом-психологом Учреждения по вопросам коррекции
психических процессов у обучающихся.
7.1.13. Взаимодействует с музыкальным руководителем по вопросу организации
музыкальной деятельности с обучающимися группы для детей с ТНР (ОНР).
7.1.14. Ведёт необходимую документацию по планированию, проведению и учету
коррекционной работы и её результатов.
7.1.15. Представляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы
компенсирующей группы для детей с ТНР (ОНР) в ППк Учреждения.
7.2. Воспитатель группы для детей с ТНР (ОНР):
7.2.1. Создает предметную развивающую среду для преодоления речевых нарушений у
обучающихся согласно рекомендациям учителя-логопеда.
7.2.2.

Проводит

педагогическую

диагностику

освоения

АООП

обучающимися

компенсирующей группы.
7.2.3. Планирует и проводит с обучающимися компенсирующей группы:
 образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных
видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, и т.д.
 образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
 самостоятельную деятельность детей;
 участвует

под

руководством

учителя-логопеда

в

реализации

коррекционных

мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом
развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся
компенсирующей группы.
7.2.4. Осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных
учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у обучающихся группы во всех видах
детской деятельности, самостоятельной деятельности, режимных моментах в течение дня.
7.2.5. Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками Учреждения,
родителями (законными представителями) детей группы по вопросам реализации АООП.

7.2.6. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
обучающихся, обеспечивает заинтересованность в ее результативности.
7.2.7. Ведет необходимую документацию по планированию и проведению с обучающимися
компенсирующей группы:
 образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных
видов

детской

деятельности,

в

ходе

режимных

моментов,

самостоятельной

деятельности;
 коррекционных мероприятий (по заданию

учителя-логопеда), обеспечивающих

коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и
психофизиологических особенностей, обучающихся группы.
7.2.8. Представляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания основной
образовательной программы дошкольного образования обучающимися компенсирующей
группы.
7.3. Музыкальный руководитель:
7.3.1. Планирует содержание работы по освоению детьми с ТНР (ОНР) АООП в
образовательной

области

«Художественно-эстетическое

развитие»,

решая

задачи

музыкального воспитания. Проводит образовательную деятельность, осуществляемую в
процессе организации музыкально-художественной деятельности обучающихся с учётом
их возрастных и психофизиологических особенностей. Отбирает музыкальный и
художественный репертуар с учетом проведения коррекционной работы с обучающимися
компенсирующей группы.
7.3.2. Осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных
учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у обучающихся группы во время
образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкальнохудожественной деятельности.
7.3.3. Проводит педагогическую диагностику освоения АООП в образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие» обучающимися компенсирующей группы.
7.3.4. Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками Учреждения,
родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам реализации задач
музыкального образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского
сада.
7.3.5. Ведет необходимую документацию по планированию образовательной деятельности,
осуществляемой в процессе организации музыкально- художественной деятельности
обучающихся компенсирующей группы.

7.3.6.

Представляет

образовательной

ежегодный

области

отчет

о

результативности

«Художественно-эстетическое

освоения

развитие»

АООП

в

обучающимися

компенсирующей группы с ТНР (ОНР).
7.4. Педагог-психолог:
7.4.1. Проводит первичное психологическое обследование детей в начале учебного года
(сентябрь).
7.4.2. Составляет план коррекционной работы с обучающимися, имеющим ТНР (ОНР).
7.4.3. Определяет периодичность и продолжительность проведения индивидуальных или
подгрупповых занятий в группе для детей с ТНР (ОНР).
7.4.4. Самостоятельно отбирает методы и приёмы психологической помощи, корректирует
содержание коррекционной работы.
7.4.5. Проводит мониторинг психического развития детей с ТНР (ОНР) в середине года (по
необходимости) и в конце учебного года, документально фиксирует динамику
психического развития у обучающихся компенсирующей группы.
7.4.6. Осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных
учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у обучающихся компенсирующей
группы во время коррекционных занятий.
7.4.7. Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками Учреждения,
родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам реализации АООП.
7.4.8. Осуществляет повышение компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах психического развития детей.
7.4.9. Представляет ежегодный отчет о результативности освоения АООП в коррекционной
области обучающимися группы с ТНР (ОНР).
7.5. Родители (законные представители):
7.5.1. Являются равноправными участниками коррекционного и образовательного
процесса.
7.5.2. Знакомятся с содержанием АООП и участвуют в реализации в части организации
коррекционного сопровождения вне Учреждения.
7.5.3. Создают в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития ребенка.
7.5.4. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых
нарушений ребенка.
7.5.5. Выполняют рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей
группы по осуществлению коррекционных мероприятий вне Учреждения и обеспечению
непрерывности коррекционно-образовательного процесса.

8. Документация группы для детей с ТНР (ОНР)
 настоящее Положение о работе группы компенсирующей направленности для детей с
ТНР (ОНР) в Учреждении.
 Копия заключения ПМПК.
 Список воспитанников компенсирующей группы для детей с ТНР (ОНР), утверждённый
директором Учреждения.
 Речевые карты на каждого обучающегося группы.
 Карты психоэмоционального развития детей (психолог)
 Годовой план работы учителя-логопеда.
 План фронтальных (подгрупповых) занятий, по периодам, по неделям.
 Планы-конспекты фронтальных (подгрупповых) занятий.
 Тетрадь (папка) взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с
ТНР (ОНР).
 План образовательной деятельности воспитателей группы для детей с ТНР (ОНР).
 Журнал учета посещаемости логопедических занятий с детьми;
 Индивидуальные листы развития воспитанников компенсирующей группы.
 Отчет о результативности коррекционной работы.
 Журнал консультативной помощи и просветительской работы с родителями.
 Индивидуальные тетради ребенка (учитель-логопед).
 График работы учителя-логопеда, утвержденный директором Учреждения.
 Паспорт логопедического кабинета.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».