ПРИНЯТО Педагогическим советом МДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» (протокол от 11.02.2021 г. № 2) Принят с учетом мнений совета родителей (протокол от 10.02.2021 г. № 1) УТВЕРЖДЕНО: приказ МДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» от 11.02.2021 г. № 41-од Заведующий МДОУ «Детский сад № 1 «Теремок» _____________ Е.Ю.Нечаева ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ Сертификат: 1894A8B6F805A7F423411FED5C082AAAF2E49B06 Владелец: Нечаева Елена Юрьевна Действителен: с 20.12.2021 до 20.03.2023 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОНР) Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Теремок» комбинированного вида» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР) разработано для Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Теремок» комбинированного вида» (далее – Учреждение) и определяет порядок разработки и требования к основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) (далее – АООП, Программа). 1.2. Положение разработано на основании нормативных правовых документов и локальных актов: Федерального Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 г. № 31 "О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155". Распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 № P-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации». Распоряжения Минпросвещения России от 06.08.2020 № P-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Приказа Минпросвещения России от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 г. № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей». Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. No28 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.3648- 20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи, одобренной решением федерального учебно-методического объединения 07.12.2017г. (протокол № 6/17). Устава Учреждения. 1.3. Адаптированная основная образовательная программа - это основная образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с тяжелыми нарушениями речи (ОНР), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 1.4. Адаптированная основная образовательная программа является нормативноуправленческим документом Учреждения и определяет содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР). 1.5. АООП разрабатывается самостоятельно Учреждением на основании примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования, в соответствии с особыми образовательными потребностями воспитанников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР). 1.6. Реализация АООП осуществляется в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с письменного согласия родителей (законных представителей). 1.7. АООП определяет содержание и организацию коррекционно-образовательной деятельности с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи (ОНР). 1.8. АООП обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с ТНР в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. 1.9. В Учреждении реализовываются адаптированные основные образовательные программы в соответствии с контингентом воспитанников в группах компенсирующей направленности: для детей с тяжелыми нарушениями речи. 1.10. При включении ребенка с ТНР в образовательный процесс Учреждения» обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-педагогического сопровождения. 2. Цели и задачи адаптивной основной образовательной программы – образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР 2.1. Главная цель Программы - психолого-педагогическая поддержка позитивной реабилитации, обеспечение коррекции нарушений развития детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР), социализация и подготовка к общению и обучению в условиях начальной школы. Программа направлена на достижение целей, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС ДО): повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение доступности и равенства возможностей для каждого воспитанника в получении качественного дошкольного образования; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. 2.2. Программа направлена на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и в том числе ограниченных возможностей здоровья; осуществления необходимой коррекции в развитии детей; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательного процесса с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей для обеспечения полноценного развития детей и реализации индивидуальной образовательной программы развития на основе особенностей воспитанников и запросов родителей; профилактика вторичных и третичных отклонений в развитии. 3. Принципы построения адаптированной основной образовательной программы – образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. 3.1. Основными принципами построения АООП являются: полноценное проживание ребёнком этапов детства), обогащение (амплификация) детского развития - осуществление развития воспитанника как личности; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество Учреждения с семьёй, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в процессе интеграции образовательных областей, видов детской деятельности и деятельности воспитателей и специалистов; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); уровневая дифференциация задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; единство диагностики и коррекции - осуществляет эффективную коррекционнопедагогическую работу с воспитанниками с ТНР; системность коррекционных, профилактических и развивающих задач - обеспечивает общее разностороннее развитие дошкольников с ТНР на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и учета особенностей развития ребёнка; комплексного деятельности; использования методов и приемов коррекционно-развивающей доступности - создание условий для построения обучения дошкольников с ТНР на уровне их реальных познавательных возможностей; концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп - осуществление образовательного процесса с постепенным усложнением. 4. Требования к структуре АООП 4.1. АООП состоит из следующих разделов: 4.1.1. Титульный лист. наименование образовательной организации гриф «Принято» (с указанием даты проведения и номера протокола заседания педагогического совета Учреждения) гриф «Принято» (с учетом мнения Совета родителей с указанием даты проведения и номера протокола заседания) гриф «Утверждено» директором Учреждения (с указанием даты, номера приказа) название адаптированной образовательной программы год составления программы. 4.1.2. Целевой раздел пояснительная записка; значимые для разработки и реализации Программы характеристики; цели, задачи реализации АООП; принципы и подходы к формированию Программы; характеристики, значимые для разработки и реализации Программы планируемые результаты освоения Программы; Часть, формируемая участниками образовательных отношений (с указанием специфики целей, задач, планируемых результатов части, формируемой участниками образовательных отношений). 4.1.3. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР). Содержание образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с ТНР в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: o Социально-коммуникативное развитие; o Познавательное развитие; o Речевое развитие; o Художественно-эстетическое развитие; o Физическое развитие. Часть, формируемая участниками образовательных отношений (с указанием специфики национальных, социокультурных иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, целей, задач, планируемых результатов части, формируемой участниками образовательных отношений) Взаимодействие взрослых с детьми. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ (содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей) Рабочая программа воспитания. 4.1.4. Организационный раздел Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка; Организация развивающей предметно-пространственной среды; Кадровые условия реализации Программы; Материально-техническое обеспечение Программы; Финансовые условия реализации Программы; Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений: Планирование образовательной деятельности; Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; Режим дня и распорядок; Календарно-тематическое планирование; Календарный план воспитательной работы. 4.1.5. Дополнительный раздел Программы Краткая презентация Программы 5. Требования к условиям реализации Программы 5.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психологопедагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. 5.2. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально- коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. 5.3. При реализации Программы необходимо создавать специальные условия: соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого по итогам входной диагностики и текущего мониторинга с привлечением медицинских работников; создание безбарьерной среды жизнедеятельности, игровой и учебной деятельности; насыщенность и целесообразную наполненность процесса оказания помощи детям с ТНР конкретным содержанием, соотносящимся, с одной стороны, с образовательными требованиями ФГОС ДО, а с другой с индивидуальной коррекционно-развивающей программой развития, разработанной для данной конкретной категории детей. 5.4. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: 1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей с ТНР; 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей с ТНР; 3) способствует профессиональному развитию педагогических работников; 4) создаёт условия для развивающего дошкольного образования; 5) обеспечивает открытость дошкольного образования; 6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. 5.5. Указанные требования являются обязательными и необходимыми сточки зрения реализации Программы и требований ФГОС ДО. 6. Требования к результатам освоения Программы 6.1. Требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка с ОВЗ на этапе завершения уровня дошкольного образования. 6.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР). 6.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. 6.4. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения. Программа предусматривает выбор инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики. 6.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ОУ. 6.6. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. 7. Контроль за реализацией АООП. 7.1. Контроль за реализацией АООП осуществляется в соответствии с Программой внутренней системы оценки качества образования в ДОУ. 8. Документоведение 8.1. АООП должна быть прошита, страницы пронумерованы. 8.2. АООП хранится в методическом кабинете Учреждения. 8.3. Изменения в АООП вносятся посредством дополнений. Изменения оформляются отдельным документом, который рассматривается на педагогическом совете Учреждения, утверждается директором Учреждения, принимается с учетом мнения Совета родителей, издаётся приказ о внесении изменений в Адаптированную основную образовательную программу.