Положение об адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 1 «Теремок» комбинированного вида»

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МДОУ «Детский сад № 1 «Теремок»
(протокол от 11.02.2021 г. № 2)

Принят с учетом мнений
совета родителей
(протокол от 10.02.2021 г. № 1)

УТВЕРЖДЕНО:
приказ МДОУ «Детский сад № 1
«Теремок» от 11.02.2021 г. № 41-од
Заведующий МДОУ «Детский сад № 1
«Теремок»
_____________ Е.Ю.Нечаева
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 1894A8B6F805A7F423411FED5C082AAAF2E49B06
Владелец: Нечаева Елена Юрьевна
Действителен: с 20.12.2021 до 20.03.2023

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ
ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОНР)
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 1 «Теремок» комбинированного вида»

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об адаптированной основной образовательной программе
дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР)
разработано для Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский
сад № 1 «Теремок» комбинированного вида» (далее – Учреждение) и определяет порядок
разработки и требования к основной образовательной программе дошкольного образования
для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) (далее – АООП, Программа).
1.2. Положение разработано на основании нормативных правовых документов и локальных
актов:


Федерального Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».



Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования».



Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019 г. № 31
"О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155".



Распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 № P-93 «Об утверждении
примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной
организации».



Распоряжения Минпросвещения России от 06.08.2020 № P-75 «Об утверждении
примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность».



Приказа Минпросвещения России от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования».



Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 г.
№ ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».



Постановления

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской

Федерации от 28.09.2020 г. No28 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.3648- 20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».



Примерной адаптированной основной образовательной программой дошкольного
образования детей с тяжелыми нарушениями речи, одобренной решением
федерального учебно-методического объединения 07.12.2017г. (протокол № 6/17).



Устава Учреждения.

1.3. Адаптированная основная образовательная программа - это основная образовательная
программа, адаптированная для обучения лиц с тяжелыми нарушениями речи (ОНР), с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц.
1.4. Адаптированная основная образовательная программа является нормативноуправленческим документом Учреждения и определяет содержание дошкольного
образования и условия организации обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями
речи (ОНР).
1.5. АООП разрабатывается самостоятельно Учреждением на основании примерных
адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования, в
соответствии с особыми образовательными потребностями воспитанников с тяжелыми
нарушениями речи (ОНР).
1.6. Реализация АООП осуществляется в группах компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с письменного согласия родителей (законных
представителей).
1.7. АООП определяет содержание и организацию коррекционно-образовательной
деятельности с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).
1.8. АООП обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с ТНР в различных
видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических
и физиологических особенностей.
1.9. В Учреждении реализовываются адаптированные основные образовательные
программы в соответствии с контингентом воспитанников в группах компенсирующей
направленности: для детей с тяжелыми нарушениями речи.
1.10. При включении ребенка с ТНР в образовательный процесс Учреждения»
обязательным условием является организация его систематического, адекватного,
непрерывного психолого-педагогического сопровождения.
2. Цели и задачи адаптивной основной образовательной программы –
образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР

2.1. Главная цель Программы - психолого-педагогическая поддержка позитивной
реабилитации, обеспечение коррекции нарушений развития детей дошкольного возраста с
тяжелыми нарушениями речи (ОНР), социализация и подготовка к общению и обучению в
условиях начальной школы. Программа направлена на достижение целей, заложенных в
Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования
(далее - ФГОС ДО):
 повышение социального статуса дошкольного образования;
 обеспечение доступности и равенства возможностей для каждого воспитанника в
получении качественного дошкольного образования;


сохранение

единства

образовательного

пространства

Российской

Федерации

относительно уровня дошкольного образования.
2.2. Программа направлена на решение следующих задач:
 охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
 обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального
статуса, психофизиологических и в том числе ограниченных возможностей здоровья;
 осуществления необходимой коррекции в развитии детей;
 создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребёнка;
 объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
 формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка,
формирования предпосылок учебной деятельности;
 обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательного процесса с
учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
 формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
 обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и

укрепления здоровья детей для обеспечения полноценного развития детей и реализации
индивидуальной

образовательной

программы

развития

на

основе

особенностей

воспитанников и запросов родителей;
 профилактика вторичных и третичных отклонений в развитии.
3. Принципы построения адаптированной основной образовательной
программы – образовательной программы дошкольного образования
для детей с тяжелыми нарушениями речи.
3.1. Основными принципами построения АООП являются:
 полноценное проживание ребёнком этапов детства), обогащение (амплификация)
детского развития - осуществление развития воспитанника как личности;
 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного
образования);
 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
 сотрудничество Учреждения с семьёй, приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства;
 формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в процессе
интеграции образовательных областей, видов детской деятельности и деятельности
воспитателей и специалистов;
 возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития);
 уровневая дифференциация задач, содержания и результатов образовательного процесса
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
 единство диагностики и коррекции - осуществляет эффективную коррекционнопедагогическую работу с воспитанниками с ТНР;
 системность коррекционных, профилактических и развивающих задач - обеспечивает
общее разностороннее развитие дошкольников с ТНР на основе изучения их возрастных
психофизических возможностей и учета особенностей развития ребёнка;


комплексного

деятельности;

использования

методов

и

приемов

коррекционно-развивающей

 доступности - создание условий для построения обучения дошкольников с ТНР на уровне
их реальных познавательных возможностей;
 концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп
- осуществление образовательного процесса с постепенным усложнением.
4. Требования к структуре АООП
4.1. АООП состоит из следующих разделов:
4.1.1. Титульный лист.
 наименование образовательной организации
 гриф «Принято» (с указанием даты проведения и номера протокола заседания
педагогического совета Учреждения)
 гриф «Принято» (с учетом мнения Совета родителей с указанием даты проведения и
номера протокола заседания)
 гриф «Утверждено» директором Учреждения (с указанием даты, номера приказа)
 название адаптированной образовательной программы
 год составления программы.
4.1.2. Целевой раздел


пояснительная записка;



значимые для разработки и реализации Программы характеристики;



цели, задачи реализации АООП;



принципы и подходы к формированию Программы;



характеристики, значимые для разработки и реализации Программы



планируемые результаты освоения Программы;



Часть, формируемая участниками образовательных отношений (с указанием
специфики

целей,

задач,

планируемых

результатов

части,

формируемой

участниками образовательных отношений).
4.1.3.

Содержательный

раздел

представляет

общее

содержание

Программы,

обеспечивающее полноценное развитие личности детей с тяжелыми нарушениями речи
(ОНР).
 Содержание образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с ТНР в
соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных
областях:
o Социально-коммуникативное развитие;

o Познавательное развитие;
o Речевое развитие;
o Художественно-эстетическое развитие;
o Физическое развитие.
 Часть, формируемая участниками образовательных отношений (с указанием специфики
национальных,

социокультурных

иных

условий,

в

которых

осуществляется

образовательная деятельность, целей, задач, планируемых результатов части, формируемой
участниками образовательных отношений)
 Взаимодействие взрослых с детьми.
 Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников.
 Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ (содержание образовательной
деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей)


Рабочая программа воспитания.

4.1.4. Организационный раздел
 Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка;
 Организация развивающей предметно-пространственной среды;
 Кадровые условия реализации Программы;
 Материально-техническое обеспечение Программы;
 Финансовые условия реализации Программы;


Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений:

 Планирование образовательной деятельности;
 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
 Режим дня и распорядок;
 Календарно-тематическое планирование;
 Календарный план воспитательной работы.
4.1.5. Дополнительный раздел Программы
 Краткая презентация Программы
5. Требования к условиям реализации Программы
5.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психологопедагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации
Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
5.2. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности
детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-

коммуникативного,

познавательного,

речевого,

художественно-эстетического

и

физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и
положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
5.3. При реализации Программы необходимо создавать специальные условия:
 соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого по итогам входной
диагностики и текущего мониторинга с привлечением медицинских работников;
 создание безбарьерной среды жизнедеятельности, игровой и учебной деятельности;
 насыщенность и целесообразную наполненность процесса оказания помощи детям с ТНР
конкретным содержанием, соотносящимся, с одной стороны, с образовательными
требованиями ФГОС ДО, а с другой с индивидуальной коррекционно-развивающей
программой развития, разработанной для данной конкретной категории детей.
5.4. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для
участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды,
которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей с ТНР;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей с ТНР;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создаёт условия для развивающего дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности.
5.5. Указанные требования являются обязательными и необходимыми сточки зрения
реализации Программы и требований ФГОС ДО.
6. Требования к результатам освоения Программы
6.1. Требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров

дошкольного

образования,

которые

представляют

собой

социально-

нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка с ОВЗ на этапе
завершения уровня дошкольного образования.
6.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм
реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей с тяжелыми
нарушениями речи (ОНР).
6.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей.

6.4. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации воспитанников. Программой предусмотрена система мониторинга
динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на
методе наблюдения. Программа предусматривает выбор инструментов педагогической и
психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.
6.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении
управленческих задач, включая:
 аттестацию педагогических кадров
 оценку качества образования;
 оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках
мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных
на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
 распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ОУ.
6.6.

Целевые

ориентиры

Программы

выступают

основаниями

преемственности

дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям
реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей
дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими
дошкольного образования.
7. Контроль за реализацией АООП.
7.1. Контроль за реализацией АООП осуществляется в соответствии с Программой
внутренней системы оценки качества образования в ДОУ.
8. Документоведение
8.1. АООП должна быть прошита, страницы пронумерованы.
8.2. АООП хранится в методическом кабинете Учреждения.
8.3. Изменения в АООП вносятся посредством дополнений. Изменения оформляются
отдельным документом, который рассматривается на педагогическом совете Учреждения,
утверждается директором Учреждения, принимается с учетом мнения Совета родителей,
издаётся приказ о внесении изменений в Адаптированную основную образовательную
программу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».